Оформление акта списания основного средства ОС-4
Акт списания основных средств используется для оформления выбытия объекта с предприятия по причине физического, морального износа, невозможности использовать его в дальнейшем по какой-либо причине. Госкомстат разработал 3 унифицированные формы акта: ОС-4 для всех объектов, кроме транспорта, ОС-4а – для автотранспортных средств и ОС-4б для групп объектов. В статье предлагаем подробнее остановиться на общей форме акта ОС-4, разберем порядок заполнения бланка ОС-4, скачать образец заполнения акта списания основных средств можно в конце статьи.
Каждый объект основных средств рано или поздно приходит в негодность, ломается, изнашивается, морально устаревает, заканчивается срок использования. Все это может послужить поводом для списания объекта с учета.
Для осуществления процедуры списания основного средства директором назначается комиссия, в задачи которой входит осмотр и оценка состояния объекта. Если комиссия решит, что к дальнейшей эксплуатации основное средство не пригодно, ремонту и восстановлению не подлежит, то составляется акт списания по форме ОС-4.
Осмотр объектов проводится в процессе инвентаризации, которая, как правило, предшествует процедуре списания. Во время инвентаризации основных средств комиссия оценивает состояние имеющихся активов и в отдельный документ заносится те из них, которые необходимо списать.
Руководитель, ознакомившись с данным перечнем, составляет приказ о списании основных средств. На основании этого письменного распоряжения начинается процедура выбытия. Основной документ, подтверждающий факт списания – это акт по форме ОС-4.
Скачать бланк ОС-4 в формате excel– ссылка.
Предлагаем также скачать образец акта на списание материалов.
Порядок заполнения акта списания форма ОС-4
Заполнение титульного листа:
- Наименование предприятия и подразделение, из которого списывается объект;
- Основание – приказ или распоряжение директора, указывается его номер и дата;
- Материальное ответственное лицо – фамилия, инициалы, табельный номер;
- Номер и дата акта списания;
- Причина списания – моральный износ, физический износ, механические повреждения и пр.
Оформление 1 раздела:
Информация об основном средств на момент списания:
1 – название и марка объекта.
2,3 – номера: по инвентарной карточке и по заводскому паспорту.
4,5 – даты выпуска и принятия к учету.
6 – период, в течение которого объект эксплуатировался с начислением амортизации. То есть периоды, когда амортизация не начислялась не учитываются (модернизация, консервация).
7 – стоимость, по которой основное средство было принято к бухгалтерскому учету, если проводилась переоценка, то здесь пишется восстановительная стоимость, полученная в результате переоценки.
8 – величина начисленной амортизации с начала использования.
9 – остаточная стоимость (гр. 7 минус гр.8).
Оформление 2 раздела:
Краткая характеристика списываемого объекта основных средств:
- Наименование объекта;
- Количество;
- Содержание драгоценных камней и металлов.
По итогам заполненных разделов формы ОС-4 и на основании осмотра и оценки основного средства комиссия пишет свое заключение о необходимости списать актив по определенной причине. Пример написания заключения можно посмотреть в образце, представленном ниже.
Вся сопровождающая документация прикладывается к оформленному акт списания ОС-4, перечень прилагаемых документов приводится в одноименном поле.
Председатель комиссии и все его члены подписывают составленный акт.
Оформление 3 раздела:
При списании объекта основных средств при необходимости проводится демонтаж, этот процесс может сопровождаться определенными затратами, которые следует отразить в третьем разделе бланка акта ОС-4:
1 — Вид работ, связанных с выбытием.
2 — Документ, на основании которого выполняются эти работы.
3 – стоимость работ.
4,5 – корреспондирующие счета по списанию затрат.
Одновременно с этим в процессе разборки и демонтажа от объекта могут остаться какие-то детали, материалы, которые можно принять к учету и в дальнейшем использовать, такого рода поступления отражаются также в разделе 3 бланка формы ОС-4.
7 – название материальных ценностей.
8 – номер по номенклатуре предприятия.
9 – единица измерения данных ценностей.
10 – количество.
11,12 – стоимость единицы и общая стоимость принимаемых к учету ценностей.
13,14 – корреспондирующие счетов по принятию объекта к учету.
Данные графы заполняются бухгалтером, который по результатам заполненной таблицы третьего раздела считает прибыль или убыток от списания основного средства.
Бухгалтер делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке и подписывает акт. (Скачать образец формы ОС-6) Если это малое предприятие, то отметка о выбытии делается в инвентарной книге ОС-6б.
Заполненный бланк акта ОС-4 утверждается руководителем, который ставит свою подпись на титульном листе формы.
Пример заполнения акта списания можно посмотреть ниже.
Надо отметить, что если для списания объекта используется форма ОС-4, то для его приема-передачи заполняется форма ОС-1, ОС-1а для зданий и сооружений или ОС-1б для групп объектов. Скачать образец и бланк ОС-1 можно здесь, ОС-1а – в этой статье.
При внутреннем перемещении объектов основных средств оформляется накладная по форме ОС-2.
Образец для скачивания
Скачать образец заполнения ОС-4 –ссылка.